Содержание ознакомления детей с художественной литературой

ПЕДАГОГАМИ И ПСИХОЛОГАМИ
(В.А.ЗАПОРОЖЕЦ, Ф.А.СОХИН, Л.Е.ЖУРОВА, В.И.ЛЕЙБСОН)  1.
Целенаправленное наблюдение
 Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, к а к и м и с р е д с т в а м и п и с ат е л ь д о б и в а е т с я соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.  Дети по прочтении текста описывают характеры героев, обстановку, «интерьер».  Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.  Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.

Содержание ознакомления детей с художественной литературой

II. Целеполагание.
1.Закрепить и обобщить знания по разделу «Ознакомление детей с художественной литера-турой» через взаимодействие дисциплины «Методика развития детской речи» с другими дисциплинами: «Русский язык и культура речи», «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования», «Литература», «Практикум по художественному ручному труду и конструи-рованию», «Информатика», «Методика использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми».
2.Научиться защищать проект, строя логическое, содержательное, лаконичное, аргументиро-ванное выступление. При защите проекта показать его востребованность в реальной жизни и наличие коммуникационных связей с разными слоями общества.
3.Закрепить навыки рецензирования, самостоятельной работы с методической и норматив-ной литературой, ресурсами Интернет.

Содержание ознакомления детей с художественной литературой

Срок — с 28 марта по 1 апреля; ответственные — ст. Вступительное слово заведующей детского сада…. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книгеизменилось, интерес к чтению стал падать.

Содержание ознакомления детей с художественной литературой

У детей формируют также способность элементарно ана­лизировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персо­нажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры об­разности языка (определения, сравнения).

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

Рекомендуем прочесть:  Сколько раз можно участвовать в программе молодая семья

Методика ознакомления детей с художественной литературой

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Сайт для воспитателей детских садов

Беседа
Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.
1. Беседа-ответы на вопрос, поставленный автором.
2. Беседа в связи с прочитанным.
Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями детей или фактами из их жизни, воспитатель после чтения направляет детей на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях. Прочитав детям стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», можно предложить детям: «Расскажите, как вас мама наряжала на праздник».
Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения детей рассказыванию и помогает запоминанию текста.
Воспитатель должен заранее составить вопросы к такой беседе, чтобы, отвечая на вопросы, дети последовательно и полно передали содержание произведения. При проведении такого занятия нужно добиваться активного участия в нем всех детей, не требуя исчерпывающего ответа от одного ребенка. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы, вызываются другие дети. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что дети забыли, выразительно цитируя отдельные места книги.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста

«Художественная культура ислама» — Называют «седьмым чудом Индостана». Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума. Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки? Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Влюбленный слеп. Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Подать Заявление На Расторжение Брака В Мфц

Занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Содержание ознакомления детей с художественной литературой

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя- процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Методические рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой

Стихи для заучивания подобраны так, чтобы дети могли легко их запомнить. Самые объемные из них – «Приставалка» С. Черного и «Где мой пальчик?» Н. Саконской – доступны даже детям трех лет. Для того чтобы запомнить стихотворение, ребенок должен несколько раз услышать его. Но просто слушать детям трудно, нужны значимые и привлекательные для них мотивировки. Например, воспитатель читает: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» В это время кто-то из детей, используя яркий головной платок, изображает кораблик, плывущий под парусом. Воспитатель дочитывает стихотворный текст, а малыш «доплывает» до кого-либо из детей и «опускает парус» (отдает сверстнику платок), приглашая его изображать кораблик. Приглашение сверстника – в любой форме – привлекательная для детей ситуация. Например, ребенок прочитал стихотворение и получил право «передать» эстафету тому, кто ему симпатичен. Избранник в свою очередь выбирает следующего исполнителя и т. д.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского[3] их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Ознакомление с художественной литературой как средство развития речи детей дошкольного возраста