Процессуальные особенности международного усыновления детей

4. Закрепленные в подзаконных правовых актах действия органов опеки и-попечительства и кандидатов в усыновители до момента обращения в суд фактически входят в содержание досудебной подготовки по- делу об-усыновлении, но признавать за ними значение & laquo-досудебного порядка урегулирования спора& raquo- нельзя < 'www.mgutunn.ru', 16 >.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно- законодательного, Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ предусмотрены забота государства о детях и ответственность родителей за их воспитание.
Из многочисленных определений семьи наибольший интерес представляет ее трактовка Харчевым А.Г. как малой социальной группы с исторически определенной организацией, члены которого связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностями общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Однако всеобщее признание данного права не гарантирует возможностей для его реализации. Несмотря на снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, из года в год увеличивается. В 2006 году в Челябинской области выявлено 4575 детей, оставшихся без попечения родителей, а в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в определении на воспитание в семью, находятся сведения о 150000 детей. В городе Челябинске ежегодно выявляется до 800 детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2009г. в семьях опекунов, попечителей, приемных семьях и учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 3 520 несовершеннолетних. Поэтому вопрос об их жизнеустройстве постоянно актуален.
Системный кризис во всех сферах жизни страны предопределяет объективную закономерность сокращения в ближайшей перспективе возможностей для реализации российскими детьми этого важнейшего права. Вопрос о коренном изменении российской системы государственного попечения детей, оставшихся без родительской заботы и попечения, или переходе к иным, более гуманным, формам их размещения, приобрел в настоящее время особую актуальность.
Из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотиками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие, а также растет число безнадзорных детей.
Официальные статистические расчеты показывают, что увеличение числа неблагополучных семей на 5-8 % вызовет разрушение механизма общественного развития, включая популяционно-демографическое воспроизводство, первичную социализацию в кровной семье, формирование опыта семейной жизни. Вследствие этого российский многонациональный этнос как естественная органическая среда может перестать существовать.
Согласно официальным данным, обобщенная характеристика российской семьи существенно изменилась: уменьшилось число детей в семьях; сократилась доля семей, имеющих двух и более детей; выросло число семей, не имеющих детей; увеличилось количество разводов, выросло число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей; возросла вероятность смерти родителей; выросло число семей, лишенных элементарных условий жизни по причине вынужденной миграции, безработицы, невыплате зарплат, пособий; увеличилось число недееспособных родителей; ухудшилось финансово-экономическое положение семьи, сократились возможности семьи для удовлетворения нужд, интересов, потребностей детей; выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; растет число детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия, включая сексуальное, со стороны родителей.
Институт семьи переживает глубочайший кризис, в связи с чем осложнилась ситуация в сфере семейного воспитания детей и выросло число детей, лишенных возможности иметь благополучную кровную семью.
Существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: определение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; установление опеки, попечительства; устройство в приемные, патронатные семьи, в семейные детские дома и, наконец, усыновление, как наиболее оптимальная форма постоянного устройства детей. В результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям воспитания в родной семье, а подчас и значительно лучше.
Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, регулируемые процессуальные особенности, возникающие в процессе усыновления.
Предметом изучения данной работы является анализ нормативно – правовых актов, определяющих процессуальный порядок усыновления. Это право закреплено на законодательном уровне: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, СК РФ и другими нормативно-правовыми актами. Это право может быть реализовано только в том случае, если у ребенка есть благополучная семья, или в том случае, если для него создается в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами новая семья, замещающая биологическую. В этом случае речь идет об усыновлении как наиболее удачной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как о форме устройства, отвечающей интересам ребенка в наибольшей степени.
Целью дипломной работы является изучение процессуальных особенностей рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка.
Для достижения указанной цели, нами определены следующие задачи:
— проанализировать существующие законодательства по данной проблеме;
— изучить практику усыновления в Российской Федерации;
— выявить проблемы усыновления (удочерения);
— выработать рекомендации к изменению законодательства.
Основными методами работы является анализ нормативно-правовой базы, анализ сложившейся практики усыновления в Российской Федерации, изучение литературы по данной проблеме, изучение статистических данных.
Теоретической основой данной работы являются не только фундаментальные труды: Антокольской М. В., Нечаевой А.М., Кабышева О.А., но и статьи Анисимова В., Беспалова Ю., Николаева М. по проблемам усыновления.
Научная новизна работы заключается в попытке обобщения судебной практики по усыновлению, которая в настоящее время находится в процессе становления, так как судебный порядок усыновления установлен только с 1997 года.
Практическая значимость данной работы, на наш взгляд, заключается в том, что она может быть использована специалистами органов опеки и попечительства в качестве методических рекомендаций, поскольку в ней, во-первых, подробно комментируются статьи законов, касающихся усыновления, во-вторых, даются практические рекомендации по досудебной подготовке документов по усыновлению, и, в-третьих, выработаны конкретные предложения к изменению законодательства.

Рекомендуем прочесть:  Что Нужно Что Сменить Паспорт После Замужества

Процессуальные особенности международного усыновления детей

Введение
Глава 1 Правовая природа усыновления (удочерения) и дел, об усыновлении (удочерении) детей
§ 1 Правовая природа института усыновления (удочерения) детей
§ 2 Правовая природа дел об усыновлении (удочерении) детей
Глава 2 Процессуальные особенности возбуждения дел об усыновлении (удочерении) детей
§ 1 Спорные вопросы подведомственности дел об усыновлении (удочерении) детей
§ 2 Особенности подсудности дел об усыновлении (удочерении) детей
§ 3 Заявление об усыновлении: содержание и особенности принятия к производству
Глава 3 Подготовка дел об усыновлении (удочерении) детей к судебному разбирательству
§ 1 Досудебная подготовка и подготовка к судебному разбирательству дел об усыновлении (удочерении) детей
§ 2 Разрешение судом вопроса о составе участников дела об усыновлении удочерении) детей
§ 3 Особенности определения предмета доказывания по делам об усыновлении удочерении) детей
§ 4 Обязанность по доказыванию по делам об усыновлении (удочерении) детей
§ 5 Относимые и допустимые доказательства по делам об усыновлении (удочерении) детей
Глава 4 Судебное разбирательство по делам об усыновлении (удочерении) детей и порядок вынесения решения
§ 1 Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле об усыновлении (удочерении) детей
§ 2 Проблемы обеспечения тайны усыновления на стадии судебного разбирательства
§ 3 Решение суда по заявлению об усыновлении (удочерении) детей
§ 4 О ювенальных судах и передаче дел об усыновлении (удочерении) детей в их компетенцию

Процессуальные особенности международного усыновления детей

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского процесса Московской государственной юридической академии имени О.Е. . Основные положения и выводы изложены в опубликованных по теме диссертации, а также освещены в выступлениях на научно-практических конференциях. Материалы исследования использованы при проведении со студентами занятий по основному курсу «» и специальному курсу « гражданских дел» в Оренбургском институте (филиале) Московской государственной юридической академии.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат юридических наук Буянова, Екатерина Владимировна

Многолетняя практика показала, что усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей Достаточно вспомнить, что отмена усыновления с 1918 по 1926 год не имела положительных результатов — число беспризорных детей не сократилось

Вершинина Галина Ильинична

Одна из задач подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству — определение состава лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. Статья 273 ГПК РФ устанавливает перечень обязательных участников судебного разбирательства: усыновитель (усыновители), представитель органа опеки и попечительства, прокурор, ребенок, достигший возраста 14 лет. Суд может признать необходимой явку родителей, других заинтересованных лиц (например, родственников) и ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. В то же время, если по состоянию здоровья ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, не может явиться в судебное заседание, суд с учетом интересов ребенка может выяснить его мнение относительно усыновления по месту его нахождения. При подготовке дела к судебному разбирательству заявитель может действовать через надлежащим образом уполномоченного представителя, который вправе давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств. Если заявителем является иностранный гражданин, при подготовке к судебному разбирательству должен быть решен вопрос о привлечении переводчика. При этом суду следует выяснить место его работы, жительства, обстоятельства знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. В случае установления указанных фактов суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика. Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, как одна из задач подготовки дела к судебному разбирательству, также имеет некоторые особенности в судебной практике в случае международного усыновления. Положения ст. ст. 165, 166 СК РФ предусматривают обязанность судьи, рассматривающего дело о международном усыновлении детей, исследовать иностранное законодательство. В частности, в целях установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (например, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т. п.). Однако по 831 решению, вынесенному с удовлетворением заявления (по данным на 23.12.2011), отсутствует анализ иностранного законодательства . Документы, которые представляют заявители, должны быть надлежащим образом оформлены, поэтому при подготовке дела судья должен проверить установленный порядок их легализации, а в случаях, когда легализация документов не требуется, — соблюдение порядка проставления апостиля. ——————————— Там же.

Некоторые особенности подготовки к судебному разбирательству дел о международном усыновлении (удочерении) ребенка

Подобные точки зрения высказываются и учеными. В частности И.М. Кузнецова еще в 1984 году отмечала, что «…решающим при отмене усыновления является не факт нарушения того или иного условия усыновления, а несоответствия возникших отношений интересам ребенка»2. На это обстоятельство указывает и Г.И. Вершинина, считающая, что суд, исходя из интересов ребенка, устанавливает факты о возможности или невозможности сохранения усыновления3.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об отмене усыновления Семенова Екатерина Андреевна

В-третьих, должен быть документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документ, подтверждающий невозможность передачи ребенка в семью граждан РФ. Также судья должен проверить, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке о детях, предлагался ли он на воспитание в семьи граждан РФ, и если предлагался, то по каким причинам лица отказались от принятия ребенка на воспитание. Для всесторонней проверки суд вправе допросить родственников как свидетелей, лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его воспитания [6].

Рекомендуем прочесть:  Технический паспорт на квартиру где получить в московской области

Особенности рассмотрения дел о международном усыновлении (удочерении) детей-сирот, являющихся гражданами РФ

По делу № 35-Г04-4 от 20 апреля 2004 г. Верховный Суд РФ указал, что в удовлетворении заявления об установлении усыновления отказано правомерно, поскольку по имеющимся в деле документам нельзя сделать вывод о состоянии здоровья заявителей, свидетельствующем о возможности ими усыновления1.

Учебник: Гражданское процессуальное право России

В период с 1997 по 2005 год судами рассмотрено свыше 200 тысяч дел об усыновлении, на усыновление по решению судов передано 250 тысяч детей [1]. Это свидетельствует о том, что законодательство, регулирующее порядок усыновлениям Российской Федерации, имеет особую социальную значимость. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка наше государство обязано обеспечить право детей жить и воспитываться в семье и, прежде всего, у себя на родине.

Судебное усыновление ребенка

Административная процедура усыновления, действовавшая достаточно долгий период, перестала себя оправдывать. Многочисленные факты незаконного вывоза российских детей в иностранные государства для усыновления требовали вмешательства государства. Принятие Семейного кодекса Российской Федерации, ставившего усыновление под контроль суда, было значительным шагом в деле охраны прав и интересов социально незащищенных детей.

Процессуальные особенности судопроизводства по делам об усыновлении

Сбор информации в федеральный банк данных об усыновляемых является одной из форм деятельности органов опеки и попечительства в сфере усыновления, но при этом процедура сбора информации довольно длительна, а это, в свою очередь, сокращает возможности устройства ребенка в кратчайшие сроки. Таким образом, федеральный банк данных работает крайне неэффективно: информация о детях поступает из регионов в этот банк с большим опозданием, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка зачастую — в ненадлежащих условиях. Между тем, именно в раннем возрасте дети имеют наилучшую перспективу усыновления, а упущенное время создает большие трудности.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении детей российскими гражданами (по материалам правоприменительной практики республики дагестан)

При рассмотрении дел данной категории с учетом ст.ст. 127, 128 СК РФ выясняется вопрос о наличии оснований у заявителя быть усыновителем. При решении данного вопроса суд проверяет и учитывает нравственные и иные личные качества усыновителя (характеристика на заявителя с места работы, о наличии судимости и т.п.); состояние здоровья заявителя; наличие проживающих вместе с заявителем членов семьи и взаимоотношения с ними и отношения, возникшие между этими лицами с усыновляемым ребенком; материальные и жилищные условия заявителя. Если у усыновляемого ребенка имеется родители, то обязательным условием усыновления является наличие их согласия, которое выявляется органом опеки и попечительства в соответствии с требованиями, перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 129 СК РФ. А в соответствии с п.2 данной статьи родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении. Согласие родителей на усыновление, данное ими в суде, должно быть зафиксировано в протоколе и подписано ими лично, а также отражено в решении. Данное согласие родителей необходимо истребовать у них и в тех случаях, если ребенок находятся под опекой (попечительством), в приемной семье, воспитательном, лечебном, лечебно-профилактическом учреждении, учреждении социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. Отсутствие согласия его родителей допустимо лишь в случаях, если родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими или признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. При этом необходимо учитывать, что: признание родителя судом ограниченно дееспособным не дает оснований для усыновления ребенка без согласия такого родителя, поскольку в соответствии со статьей 30 ГК РФ он ограничивается только в имущественных правах; причины, по которым родитель более шести месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспитания и содержания, устанавливаются судом при рассмотрении заявления об усыновлении ребенка на основании исследования и оценки всех представленных доказательств (например, сообщения органов внутренних дел о нахождении родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, в розыске, показаний свидетелей и других допустимых доказательств); усыновление может быть произведено при отсутствии согласия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в установленном порядке органами внутренних дел или органом опеки и попечительства, и родители этих детей неизвестны Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» от 20 апреля 2006 года № 8 .

Процессуальные особенности международного усыновления детей

Попустительское и безответственное отношение многих контролирующих организаций к своим обязанностям порой приводят к необратимым последствиям. При этом, данное обращение касается и органов в России.
При выявление акта противоправного действия по отношению к ребенку, на территории другого государства не могут быть применены нормы Российского законодательства — родители привлекаются к ответственности в соответствии с нормами того государства, где проживает ребенок.

Основные проблемы, возникающих в процессе международного усыновления и способы их урегулирования

13. Постановление Правительства РФ от 10.03.2005 N 123 (ред. от 04.11.2006) «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» // Собрание законодательства РФ, 14.03.2005, N 11, ст. 950.

Исследование института усыновления (удочерения) детей